В период с 1 февраля по 1 сентября 2024 года состоялась педагогическая олимпиада "Единый урок безопасности в сети Интернет", направленная на повышение уровня компетентности педагогов в вопросах информационной безопасности и цифровой грамотности. В мероприятии приняло участие 1341 педагог из различных регионов Российской Федерации, что свидетельствует о высокой заинтересованности педагогического сообщества в вопросах обеспечения цифровой безопасности как в образовательной среде, так и в повседневной деятельности.

Цель олимпиады заключалась не только в выявлении уровня знаний педагогов о современных угрозах в сети Интернет, но и в оценке их практических навыков по защите личных данных, предотвращению цифровых рисков и грамотному реагированию на потенциальные угрозы для обучающихся. Вопросы олимпиады были разработаны с учётом актуальных вызовов, стоящих перед образовательной системой, в условиях стремительно развивающейся цифровой среды и растущей зависимости образовательных процессов от информационных технологий.

Анализ результатов олимпиады показал, что педагоги в целом демонстрируют уверенные знания в области базовых понятий кибербезопасности и осведомлены о ключевых угрозах в цифровом пространстве. В частности, наиболее успешными оказались вопросы, связанные с определением таких терминов, как "фишинг", "цифровой след" и "двухфакторная аутентификация". Более 85% участников дали правильные ответы на эти вопросы, что подтверждает, что педагоги знакомы с основами информационной безопасности, которые уже стали неотъемлемой частью образовательных программ и тренингов.

Так, вопрос о фишинге как одной из наиболее распространённых киберугроз вызвал наименьшее количество затруднений у участников, что указывает на то, что большинство педагогов осознают риски, связанные с обманом через электронные письма и поддельные сайты. Это можно объяснить тем, что тема фишинга активно обсуждается не только в педагогическом сообществе, но и в повседневной жизни, что привело к распространению базовых знаний о механизмах подобных атак.

Кроме того, вопросы, касающиеся цифрового следа и двухфакторной аутентификации, также вызвали положительные результаты. Это демонстрирует, что педагоги понимают важность отслеживания своих действий в сети и знают о дополнительных мерах безопасности, которые снижают риск несанкционированного доступа к личным данным. Высокий процент правильных ответов по данным вопросам также свидетельствует о том, что образовательные учреждения постепенно вводят эти темы в свои программы цифровой грамотности, что способствует формированию устойчивых навыков работы в цифровом пространстве.

Однако несмотря на общее положительное впечатление от уровня знаний участников, олимпиада также выявила несколько проблемных областей, требующих дополнительного внимания и обучения. Наибольшие трудности у педагогов вызвали вопросы, связанные с применением практических инструментов информационной безопасности, таких как VPN и безопасные способы подключения к сети Интернет.

Так, только 54% участников смогли правильно ответить на вопрос о том, что VPN (виртуальная частная сеть) используется для защиты данных при передаче информации по сети. Это указывает на то, что педагоги недостаточно осведомлены о современных методах защиты данных, которые могут быть необходимы как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Использование VPN становится всё более актуальным в условиях массового дистанционного обучения, когда возникает необходимость защищать персональные данные как педагогов, так и учеников при удалённом доступе к образовательным платформам.

Ещё одной зоной сложности стали вопросы, связанные с безопасностью при использовании открытых Wi-Fi сетей. Менее 60% участников ответили правильно на вопрос о рисках, связанных с подключением к общественным сетям, таким как Wi-Fi в кафе или в общественных местах. Это свидетельствует о том, что многие педагоги недооценивают угрозы, исходящие от использования незащищённых сетей, и не всегда осознают, что такая практика может привести к компрометации их персональных данных или данных обучающихся. В условиях повсеместного использования мобильных устройств для работы и обучения такие пробелы в знаниях могут стать серьёзной угрозой безопасности образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить результатам вопросов, касающихся защиты личных данных и профилактики кибербуллинга. Вопросы, касающиеся реагирования на кибербуллинг, вызвали затруднения у 33% участников, что указывает на недостаточное понимание того, как педагоги должны действовать в случае, если обучающийся сталкивается с агрессией в сети. Несмотря на активное продвижение в обществе тематики борьбы с кибербуллингом, результаты олимпиады демонстрируют, что педагоги нуждаются в дополнительных инструкциях и методических рекомендациях по предотвращению и правильному реагированию на такие ситуации.

Кроме того, значительное количество участников (более 40%) не смогли корректно ответить на вопросы, касающиеся того, как защищать личные данные и предотвращать их утечку при работе в Интернете. Педагоги, как профессиональная группа, активно работающая с конфиденциальной информацией обучающихся и их родителей, должны быть особенно внимательны к вопросам защиты данных. Результаты олимпиады свидетельствуют о том, что необходимо продолжить работу по повышению их уровня цифровой грамотности и осведомленности о методах защиты данных.

Проведение педагогической олимпиады "Единый урок безопасности в сети Интернет" продемонстрировало высокую заинтересованность педагогов в вопросах информационной безопасности, что подтверждается масштабным участием представителей образовательных учреждений со всей России. Однако результаты анализа ответов указывают на необходимость дальнейшего совершенствования их знаний и навыков в области цифровой грамотности, особенно в практических аспектах применения технологий для защиты данных.

Для повышения уровня подготовки педагогов в области информационной безопасности рекомендуется:

  1. Включить в программы повышения квалификации педагогических работников разделы, посвящённые практическим аспектам применения средств защиты информации, таких как VPN, использование безопасных соединений и шифрование данных.
  2. Разработать и внедрить дополнительные методические рекомендации по профилактике кибербуллинга и защите детей в цифровом пространстве.
  3. Усилить внимание к обучению педагогов работе с конфиденциальными данными и цифровыми платформами, особенно в условиях массового перехода на дистанционные и смешанные формы обучения.
  4. Провести дополнительные обучающие мероприятия и семинары, направленные на повышение осведомлённости педагогов о современных угрозах в Интернете и способах их предотвращения, с акцентом на практическое применение технологий в повседневной образовательной деятельности.

Таким образом, олимпиада показала как успехи педагогов в области информационной безопасности, так и направления, требующие дальнейшего развития, что позволит укрепить их компетенции и обеспечить более высокий уровень безопасности образовательного процесса.